Создатели OpenBazaar уверяют, что это не «рынок наркотиков»
Когда более 10 лет назад индустрия звукозаписи уничтожила Napster своим двадцатимиллиардным иском, файлообменная сеть превратилась в Bittorrent, полноценную систему прямого обмена контентом между пользователями без центрального сервера, который могли бы атаковать или закрыть власти. Теперь разработчики одного нового проекта пытаются проделать подобный трюк с моделью биткойн-рынка, впервые задействованной в миллиардном черном рынке Silk Road. И так же как в случае с Bittiorrent, их новая система может быть настолько децентрализованная, что даже её создатели не смогут контролировать, как именно она будет использоваться.
Разработчики OpenBazaar планируют в ближайшие дни выпустить бета-версию программного обеспечения, которое позволит любому человеку покупать товары онлайн в частном порядке, без участия посредников. Они описывают концепцию проекта как «псевдонимная торговля без цензуры». Вместо того чтобы размещать перечень товаров на каком-либо сервере, OpenBazaar будет держать его на компьютерах пользователей в файле, который хранится в так называемой «распределенной таблице хэшей», базе данных, распределенной по машинам множества различных пользователей. Все выплаты будут совершаться в биткойнах. Как ожидают разработчики, результатом такой p2p-архитектуры станет торговая площадка, которую не смогут контролировать ни правительства, ни одна компания, и даже программисты OpenBazaar не смогут её регулировать или отключить. Сэм Паттерсон, ведущий разработчик некоммерческого проекта, говорит:
Мы действительно увлечены идеей такой децентрализованной торговой площадки. Мы действительно хотим, чтобы она существовала. Интернет позволил вам общаться напрямую. Биткойн позволил вам отправлять деньги напрямую. Теперь вы сможете торговать напрямую.
И что же продавать на таком рынке? Первая мысль, которая приходит — наркотики, ведь подобный многоликий рынок создается специально, чтобы правительство не могло арестовать отдельного человека или группу лиц. И хотя сейчас по умолчанию не предполагается полная анонимность, Паттерсон утверждает, что первоначальный вариант их разработки можно использовать через VPN, что предотвратит определение IP-адреса пользователя, а в дальнейшем программное обеспечение будет включать интеграцию с такими сервисами анонимности как Tor или I2P.
На самом деле OpenBazaar был впервые запущен еще в апреле как прототип другого проекта с открытым исходным кодом под названием Darkmarket. Создатель проекта анархист Амир Тааки говорит, что вдохновлялся закрытым рынком Silk Road и разработал Darkmarket, чтобы «дать людям инструменты, необходимые для следующего поколения цифровых черных рынков».
Однако и Паттерсон, и основатель Open Bazaar Брайан Хоффман категорически настаивают, на том, что OpenBazaar не предназначен для продажи наркотиков, оружия или прочей контрабанды. Они видят свое детище в роли более свободного и демократичного аналога таким рынкам как eBay и Craigslist, без сборов с продавцов и без любого центрального органа, способного произвольно менять правила торгов или подвергать рынок цензуре:
Мы не создаем «супер-silkroad», мы просто пытаемся дать людям лучшую альтернативу eBay. Мы, конечно, признаем, что люди могут захотеть использовать эту новую технологию для неприятных и безнравственных целей, но мы даем им возможность участвовать в своеобразном человеческом взаимодействии, которого сейчас не существует.
Паттерсон говорит, что OpenBazaar является «беспристрастным рынком», и утверждает, что подавляющее большинство покупателей и продавцов будут использовать его для тех же продаж, что и на eBay и ныне прекратившим свое существование биткойн-рынке Bitmit. Один из постов на форуме разработчиков OpenBazaar предполагал, что пользователи могут использовать новый рынок «для запрещенных, но социально приемлемых» товаров:
Сырое молоко? Антирадары? Фейерверки? Вещи, от которых люди не могут отказаться, но которые технически запрещено продавать из-за глупых законов.
Но Тааки уверен, что создатели OpenBazaar просто занимаются самообманом, если всерьез считают, что их рынок не станет пристанищем для более серьезной контрабанды.
Я думаю, что просто нечестно пытаться убедить себя в том, что черный рынок не будет большой частью этого процесса. Люди хотят купить то, что не могут купить на eBay, то есть оружие, наркотики или порнографию.
Вдохновленные успехом Silk Road рынки типа Silk Road 2.0, Agora, Evolution и более десятка других предлагают широкий ассортимент запрещенных товаров в обмен на биткойн. Но все они страдают от той же проблемы централизации, убившей Silk Road, когда был арестован Росс Ульбрихт, которого считают основателем рынка. Администраторы черных рынков, таких как торговые площадки Sheep и Atlantis скрылись в неизвестном направлении, прихватив с собой биткойны своих пользователей, хранящиеся на их серверах. Silk Road 2.0 и его «младший брат» Cannabis Road, оба пострадали от атак хакеров, которые украли биткойны пользователей на шести- и семизначные суммы в долларах США.
Благодаря распределенной модели, OpenBazaar будет более устойчивым к атакам. Вместо того, чтобы хранить биткойны в хранилище, подверженному взломам и конфискациям, они будут храниться на счетах с мультиподписью, предназначенных для предотвращения мошенничества. Когда пользователь OpenBazarпытается что-то купить, покупатель и продавец выбирают «гаранта», который выступает в качестве независимой третьей стороны в случае возникновения споров. Двое из этих трех сторон (покупатель, продавец и гарант) должны подписать сделку, прежде чем она может быть завершена, или деньги будут возвращены покупателю. Гаранты будут получать небольшое вознаграждение с каждой сделки, в которой они участвуют.
Чтобы быть уверенным в четности всех сторон сделки, покупатели, продавцы и гаранты будут иметь балы репутации, которые будут храниться в «сети доверия», позволяющей пользователям хранить собственные оценки продавцов и гарантов и запрашивать оценки друг друга, чтобы узнать какую оценку дали их друзья тому или иному участнику сделок. Новые пользователи могут увеличивать свою репутацию, «сжигая» некоторое количество биткойнов, то есть навсегда их уничтожая, что можно будет легко отследить в распределенной базе данных биткойна — блокчейне. Эти «жертвоприношения» разработаны таким образом, чтобы мошенничать было невыгодно, так как сброс репутации и создание нового аккаунта выйдет намного дороже.
Несмотря на такие гарантии, пользователи должны с осторожностью подходить к непроверенному коду OpenBazaar. Паттерсон предполагает, что в бета-версии, пользователям не стоит тратить большие суммы биткойнов, а еще лучше использовать тестовый вариант площадки для имитации сделок, вместо использования реальных биткойнов сразу. Но он также указывает на то, что проект поддерживают два десятка разработчиков, и он надеется, что они смогут быстро устранить все недостатки.
Мы не ждем, что люди сразу же побегут на наш рынок. На самом деле, довольно просто получить представление о том, что должно быть исправлено.
Если OpenBazaar действительно окажется надежной платформой, и пользователей не оттолкнет ее сложность, однажды он сможет стать такой площадкой, которая не подчиняется никаким формам регулирования, аналогично тому, как файлообменные сети стали инструментом распространения фильмов, нарушающим авторские права, и который невозможно остановить. Паттерсон предполагает, что создатели OpenBazaar могут создать добровольный вариант белого списка, который позволит пользователям оградить самих себя от просмотра нелегальной продукции. Но фильтр также может быть отключен пользователем, заинтересованным в изучении темной стороны OpenBazaar.
На самом деле, децентрализованная структура OpenBazaar предполагает, что создатели никак не смогут ограничить продажи, а пользователи смогут продавать все что угодно. Хоффман признает, что если пользователь будет скрывать свой товар от функции поиска, то разработчики могут даже и не знать, что именно было продано.
Что произойдет, если рынок повернется к нам и заполнится запрещенными товарами? Если мы не влезем в компьютеры к пользователям, то ничего и не сможем сделать. Сеть есть сеть. Мы не можем даже узнать, для чего она используется.
Хоффман даже добавил, что он может покинуть проект, если его площадка наводнится контрабандой. «Я готов покинуть этот проект. С этим никаких проблем,» говорит он.
Если OpenBazaar будет работать так, как рекламируется, это уже не будет иметь значения. «В тот момент будет уже поздно», — признается он. «Технология уже будет запущена».
Когда более 10 лет назад индустрия звукозаписи уничтожила Napster своим двадцатимиллиардным иском, файлообменная сеть превратилась в Bittorrent, полноценную систему прямого обмена контентом между пользователями без центрального сервера, который могли бы атаковать или закрыть власти. Теперь разработчики одного нового проекта пытаются проделать подобный трюк с моделью биткойн-рынка, впервые задействованной в миллиардном черном рынке Silk Road. И так же как в случае с Bittiorrent, их новая система может быть настолько децентрализованная, что даже её создатели не смогут контролировать, как именно она будет использоваться.
Разработчики OpenBazaar планируют в ближайшие дни выпустить бета-версию программного обеспечения, которое позволит любому человеку покупать товары онлайн в частном порядке, без участия посредников. Они описывают концепцию проекта как «псевдонимная торговля без цензуры». Вместо того чтобы размещать перечень товаров на каком-либо сервере, OpenBazaar будет держать его на компьютерах пользователей в файле, который хранится в так называемой «распределенной таблице хэшей», базе данных, распределенной по машинам множества различных пользователей. Все выплаты будут совершаться в биткойнах. Как ожидают разработчики, результатом такой p2p-архитектуры станет торговая площадка, которую не смогут контролировать ни правительства, ни одна компания, и даже программисты OpenBazaar не смогут её регулировать или отключить. Сэм Паттерсон, ведущий разработчик некоммерческого проекта, говорит:
Мы действительно увлечены идеей такой децентрализованной торговой площадки. Мы действительно хотим, чтобы она существовала. Интернет позволил вам общаться напрямую. Биткойн позволил вам отправлять деньги напрямую. Теперь вы сможете торговать напрямую.
И что же продавать на таком рынке? Первая мысль, которая приходит — наркотики, ведь подобный многоликий рынок создается специально, чтобы правительство не могло арестовать отдельного человека или группу лиц. И хотя сейчас по умолчанию не предполагается полная анонимность, Паттерсон утверждает, что первоначальный вариант их разработки можно использовать через VPN, что предотвратит определение IP-адреса пользователя, а в дальнейшем программное обеспечение будет включать интеграцию с такими сервисами анонимности как Tor или I2P.
На самом деле OpenBazaar был впервые запущен еще в апреле как прототип другого проекта с открытым исходным кодом под названием Darkmarket. Создатель проекта анархист Амир Тааки говорит, что вдохновлялся закрытым рынком Silk Road и разработал Darkmarket, чтобы «дать людям инструменты, необходимые для следующего поколения цифровых черных рынков».
Однако и Паттерсон, и основатель Open Bazaar Брайан Хоффман категорически настаивают, на том, что OpenBazaar не предназначен для продажи наркотиков, оружия или прочей контрабанды. Они видят свое детище в роли более свободного и демократичного аналога таким рынкам как eBay и Craigslist, без сборов с продавцов и без любого центрального органа, способного произвольно менять правила торгов или подвергать рынок цензуре:
Мы не создаем «супер-silkroad», мы просто пытаемся дать людям лучшую альтернативу eBay. Мы, конечно, признаем, что люди могут захотеть использовать эту новую технологию для неприятных и безнравственных целей, но мы даем им возможность участвовать в своеобразном человеческом взаимодействии, которого сейчас не существует.
Паттерсон говорит, что OpenBazaar является «беспристрастным рынком», и утверждает, что подавляющее большинство покупателей и продавцов будут использовать его для тех же продаж, что и на eBay и ныне прекратившим свое существование биткойн-рынке Bitmit. Один из постов на форуме разработчиков OpenBazaar предполагал, что пользователи могут использовать новый рынок «для запрещенных, но социально приемлемых» товаров:
Сырое молоко? Антирадары? Фейерверки? Вещи, от которых люди не могут отказаться, но которые технически запрещено продавать из-за глупых законов.
Но Тааки уверен, что создатели OpenBazaar просто занимаются самообманом, если всерьез считают, что их рынок не станет пристанищем для более серьезной контрабанды.
Я думаю, что просто нечестно пытаться убедить себя в том, что черный рынок не будет большой частью этого процесса. Люди хотят купить то, что не могут купить на eBay, то есть оружие, наркотики или порнографию.
Вдохновленные успехом Silk Road рынки типа Silk Road 2.0, Agora, Evolution и более десятка других предлагают широкий ассортимент запрещенных товаров в обмен на биткойн. Но все они страдают от той же проблемы централизации, убившей Silk Road, когда был арестован Росс Ульбрихт, которого считают основателем рынка. Администраторы черных рынков, таких как торговые площадки Sheep и Atlantis скрылись в неизвестном направлении, прихватив с собой биткойны своих пользователей, хранящиеся на их серверах. Silk Road 2.0 и его «младший брат» Cannabis Road, оба пострадали от атак хакеров, которые украли биткойны пользователей на шести- и семизначные суммы в долларах США.
Благодаря распределенной модели, OpenBazaar будет более устойчивым к атакам. Вместо того, чтобы хранить биткойны в хранилище, подверженному взломам и конфискациям, они будут храниться на счетах с мультиподписью, предназначенных для предотвращения мошенничества. Когда пользователь OpenBazarпытается что-то купить, покупатель и продавец выбирают «гаранта», который выступает в качестве независимой третьей стороны в случае возникновения споров. Двое из этих трех сторон (покупатель, продавец и гарант) должны подписать сделку, прежде чем она может быть завершена, или деньги будут возвращены покупателю. Гаранты будут получать небольшое вознаграждение с каждой сделки, в которой они участвуют.
Чтобы быть уверенным в четности всех сторон сделки, покупатели, продавцы и гаранты будут иметь балы репутации, которые будут храниться в «сети доверия», позволяющей пользователям хранить собственные оценки продавцов и гарантов и запрашивать оценки друг друга, чтобы узнать какую оценку дали их друзья тому или иному участнику сделок. Новые пользователи могут увеличивать свою репутацию, «сжигая» некоторое количество биткойнов, то есть навсегда их уничтожая, что можно будет легко отследить в распределенной базе данных биткойна — блокчейне. Эти «жертвоприношения» разработаны таким образом, чтобы мошенничать было невыгодно, так как сброс репутации и создание нового аккаунта выйдет намного дороже.
Несмотря на такие гарантии, пользователи должны с осторожностью подходить к непроверенному коду OpenBazaar. Паттерсон предполагает, что в бета-версии, пользователям не стоит тратить большие суммы биткойнов, а еще лучше использовать тестовый вариант площадки для имитации сделок, вместо использования реальных биткойнов сразу. Но он также указывает на то, что проект поддерживают два десятка разработчиков, и он надеется, что они смогут быстро устранить все недостатки.
Мы не ждем, что люди сразу же побегут на наш рынок. На самом деле, довольно просто получить представление о том, что должно быть исправлено.
Если OpenBazaar действительно окажется надежной платформой, и пользователей не оттолкнет ее сложность, однажды он сможет стать такой площадкой, которая не подчиняется никаким формам регулирования, аналогично тому, как файлообменные сети стали инструментом распространения фильмов, нарушающим авторские права, и который невозможно остановить. Паттерсон предполагает, что создатели OpenBazaar могут создать добровольный вариант белого списка, который позволит пользователям оградить самих себя от просмотра нелегальной продукции. Но фильтр также может быть отключен пользователем, заинтересованным в изучении темной стороны OpenBazaar.
На самом деле, децентрализованная структура OpenBazaar предполагает, что создатели никак не смогут ограничить продажи, а пользователи смогут продавать все что угодно. Хоффман признает, что если пользователь будет скрывать свой товар от функции поиска, то разработчики могут даже и не знать, что именно было продано.
Что произойдет, если рынок повернется к нам и заполнится запрещенными товарами? Если мы не влезем в компьютеры к пользователям, то ничего и не сможем сделать. Сеть есть сеть. Мы не можем даже узнать, для чего она используется.
Хоффман даже добавил, что он может покинуть проект, если его площадка наводнится контрабандой. «Я готов покинуть этот проект. С этим никаких проблем,» говорит он.
Если OpenBazaar будет работать так, как рекламируется, это уже не будет иметь значения. «В тот момент будет уже поздно», — признается он. «Технология уже будет запущена».
Создатели OpenBazaar уверяют, что это не «рынок наркотиков»
0 commentaires:
Enregistrer un commentaire