Измерение ценности и нематериальные активы

lundi 10 août 2015

Измерение ценности и нематериальные активы

Знакомый занял вам денег. Как вернуть долг и не испортить отношения? Инвестор просматривает балансовый отчет компании. Что означают эти цифры? Им можно верить? Судья должен определить сумму денежного возмещения за ущерб, нанесенный истцу. Какая сумма денег компенсирует страдания истца в должном объеме, если их вообще можно компенсировать?

В разных сферах человеческих отношений и общественных институтах, от самых дружественных до самых враждебных, люди должны решать сложную проблему ценности: как можно, полагаясь на обманчивые чувства, надежно отличить то, что представляет для нас ценность, от того, что этой ценности не имеет? Как можно определить то, что является ценностью для другого человека? Деньги, наемный труд, рынки и многие другие экономические институты принимают свои формы главным образом потому, что они решают проблемы, связанные с измерением ценности. Все эти вопросы также лежат в основе нынешнего кризиса в области бухгалтерского учета.

По своей сути вопросы ценности являются субъективными и личными. Ценность очень отличается от объективных явлений физики, химии и подобных наук. Общества формировали такие институты, как фирмы и конкурентные рынки, чтобы устанавливать цены, юридические прецеденты и принципы судебного процесса, чтобы выносить решения и т. д. Эти институты в свою очередь часто полагаются на ответ на второй вопрос, который является темой нашего исследования: как можно надежно определить ценность наблюдаемых вещей? Мы рассмотрим сбор налогов в качестве примера противостояния проблеме измерения. В последнем разделе этого исследования мы сосредоточимся на конкретной системе, разработанной для измерения ценности, — учете, и сделаем предположение о том, как ее можно развить, чтобы бросить вызов радикальным изменениям в сфере услуг и информационной экономики.

Экономические отношения

В XIX веке экономисты разработали теорию о совершенно конкурентных товарных рынках (теперь ее часто называют неоклассической моделью). В качестве примера можно привести источник кривых спроса и предложения. На идеальном рынке спрос и предложение находятся в равновесии, в результате чего мы получаем цену, которая включает в себя все соответствующие навыки и предпочтения субъектов рынка. На таком рынке ценность товара устанавливается на основе равновесия между навыками производителей, необходимыми для создания товаров, и предпочтениями потребителей в отношении этого товара. Таким образом, мы можем измерить ценность по равновесной рыночной цене. Некоторые современные рынки, в частности хорошо известные, например рынки товарных фьючерсов, достигают этого идеала на практике. Однако многие другие институты, такие как многоуровневые фирмы, работают совсем по другим принципам. Большая часть современных рынков была создана не так давно. Тем не менее даже сегодня большинство экономических отношений между людьми, например отношений в рамках фирмы, далеки от этого идеала.

На конкурентном рынке один товар продается в обмен на другой. (Деньги же являются особенно интересным видом товара.) Чтобы этот рынок работал, то есть чтобы цены точно передавали ценность, в первую очередь его субъекты должны быть способны измерить ценность этих двух товаров. Действительно, это и является основной чертой, которая позволяет отличить товар от менее простого в экономическом плане товара или услуги, — способность сторон измерить его ценность, то есть определить свойства товара или услуги и сопоставить их с собственными предпочтениями, не поддаваясь на уловки хитрых торговцев.

Модель конкурентного рынка была настолько успешной, что сейчас современные экономисты рассматривают другие экономические институты, которые мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, например фирмы, и задаются вопросом, почему они вообще существуют! Принцип их работы противоречит вполне понятной теории конкурентных рынков. Они стремятся объяснить широкий спектр других видов экономических отношений, в которые мы вступаем и которые обычно документально закрепляются правами собственности и контрактами. Эта школа наиболее широко известна как школа экономики «трансакционных издержек». Часто ее называют «новая институциональная школа» или «школа прав собственности». Идею трансакционных издержек разработал лауреат Нобелевской премии экономист Рональд Коуз (Ronald Coase). К его блестящим последователям принадлежат Оливер Харт (Oliver Hart) и Оливер Уильямсон (Oliver Williamson), Стивен Чунг (Steve Cheung), Йорам Барзел (Yoram Barzel), Армен Алчиан (Armen Alchian), Гарольд Демсец (Harold Demsetz), Джанет Ланда (Janet Landa), Роберт Элликсон (Robert Ellickson) и многие другие.

Сравнивая самые различные договорные формы с идеальным товарным рынком и повторно используя множество одних и тех же предположений, применяемых экономистами неоклассической школы (люди с разумным корыстолюбием, уникальными предпочтениями и уникальными навыками), мы можем лучше понять остальные экономические институты. Современная экономика включает широкий спектр коммерческих организаций — от фирм с многоуровневым управлением с одной стороны до товарных рынков со свободной конкуренцией с другой. Между ними существует ряд институтов и контрактов, которые позволяют оформить их на официальном уровне.

Когда кто-то создает новую компанию вместо того, чтобы устроиться на работу в качестве сотрудника в существующей, это можно расценить как признак того, что экономика нуждается в большем количестве рыночных отношений и в меньшем количестве отношений типа «работник-работодатель». И наоборот, когда одна фирма покупает другую, это неявно показывает, что экономика нуждается в меньшем объеме рынка и большем количестве фирм. Наблюдая за тенденциями к интеграции и эффектом экономии за счет увеличения масштаба в промышленно развитом капиталистическом обществе, социалисты сделали вывод, что в конечном итоге мир превратится в одну большую фирму, и решили, что этой фирмой должно управлять правительство. Это было ужасной идеей. Другие же идеализировали мир, в котором нет фирм. Каждый в этом мире — частный подрядчик, продающий свои услуги другим людям. Во многих отраслях эта идея также не сработала. Оливер Уильямсон и другие экономисты изучили многие из этих форм и создали некоторые критерии, которые делают конкурентные товарные рынки менее совершенными, что приводит к использованию остальных договорных форм. (Здесь термин «договорные формы» используется в качестве условного обозначения для определенного рода деловых отношений — найма, франчайзинга, товарообмена и т. п. Контракт, используемый сторонами, обычно представляет собой наиболее формальное и полное описание их отношений, а также своего рода гарантийный протокол, который определяет основные правила, на которых основываются их отношения.)

Эти экономисты выявили ряд ограничений идеального товарообмена, которые часто приводят к применению других договорных форм. Сюда входят следующие ограничения.

1. Расходы, связанные с безопасностью. Другие виды трансакционных издержек понесены для защиты от предприимчивых сторон. Действуя в интересах личной выгоды, предприимчивые стороны не выходят за границы правил ведения отношений (будь то правовые, договорные или неофициальные правила). Другие расходы, связанные с безопасностью, понесены для защиты самих отношений от явно злонамеренных сторон. Эти стороны могут нарушить любое из правил, угрожать применением силы или фактически нарушить права владения, совершить кражу или акт насилия для удовлетворения собственных предпочтений, вынуждающих их действовать (и, увы, это не редкость).

2. Несовершенство правил, которое состоит в том, что сторонам сложно предусмотреть все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в отношениях. Это приводит к неспособности планировать с учетом правил (например, согласно условиям контракта). Большинство споров, попадающих в суд, и наиболее интересные новые правовые прецеденты возникают в ситуациях, когда стороны, вступившие в отношения, не смогли настолько хорошо предвидеть будущие события, чтобы заранее предпринять меры для избежания возможных проблем.

3. Расходы, связанные с выходом, и/или инвестиции в рамках определенных отношений. К примеру, когда вы решаете пойти на курсы по обучению работе с Windows или Word, вы инвестируете в отношения с корпорацией Майкрософт. Другой пример — постройка железной дороги к угольной шахте. Теперь работа железной дороги зависит от шахты, а оператор шахты зависит от железной дороги, по которой доставляется уголь. Еще одним примером является схема работы на производстве, где результаты деятельности одной машины используются в другой конкретной машине. К наиболее распространенным примерам можно отнести ситуации, когда сотрудники развивают отношения и осваивают навыки для выполнения определенной работы. Если подобные ситуации связаны с большими инвестициями или значительными расходами для выхода, без хороших договорных гарантий можно в конечном итоге застрять в плохих отношениях. Даже если все идет к провалу и другая сторона вас обманывает, прекратить такие отношения может быть слишком дорого или вы можете потерять свои инвестиции.

Отсутствие способности установить правила и определить должный объем инвестиций для конкретных отношений часто приводит к вертикальной интеграции в одну фирму. Угольная шахта может купить железную дорогу, машинные операции могут выполняться на производстве, принадлежащему одной компании, и так далее. С другой стороны, фирма имеет отрицательный эффект масштаба из-за растущей неспособности сопоставить предпочтения с навыками в более крупных фирмах. Как отметил Фридрих Хайек (Friedrich Hayek), этот отрицательный эффект в распространении знаний о навыках и предпочтениях — важная причина того, почему социализму так далеко до рыночной экономики. В целом, этот отрицательный эффект ограничивает размер фирмы. Некоторые нововведения (например, в сфере учета в начале промышленной революции или в управлении цепочкой поставок за последние два десятилетия) улучшили надежное распространение знаний в фирмах и тем самым позволили им расти.

Нововведения, которые позволяют лучше учесть непредвиденные обстоятельства или уменьшить потребность в инвестициях для конкретных отношений, а также издержках, связанных с выходом, могут поставить в невыгодное положение более крупные фирмы и дать преимущества большему количеству более мелких фирм. Вместо рынка сырья в качестве промежуточного звена между рынком и фирмой может служить договорная форма, например франшиза. Франшиза — это долгосрочный контракт, который, грубо говоря, определяет множество основных правил ведения бизнеса и оставляет право решения временных или уникальных проблем за местным управляющим.

4. Вскоре мы рассмотрим, возможно, самый важный вид трансакционных издержек — измерение ценности, что является основной темой нашего исследования.

Однако прежде всего следует отметить, что эти виды трансакционных издержек, которые мы сначала изучили в контексте рынков, не ограничиваются рынками или рыночными институтами. Они возникают при передаче товара или предоставлении услуги в соответствии с набором правил и обычаев, будь то простые или сложные. Эти трансакционные издержки не только обеспечивают основу для сравнения нерыночных или внерыночных институтов, таких как фирма, с рынком. Они также применяются к широкому ряду других институтов, включая множество таких, которые мы обычно не считаем экономическими. Так, например, древние институты наследования, брака, подношения, сбора налогов и деликтного права включали важный компонент передачи собственности. Основные виды трансакционных издержек, изложенные в этой статье, включая те, которые являются нашей главной темой, распространяются на все эти сферы деятельности.


Измерение ценности и нематериальные активы

0 commentaires:

Enregistrer un commentaire

 

Lorem

Ipsum

Dolor