Будущее интернет-пространства: Блокчейн-приложения

dimanche 30 août 2015

Будущее интернет-пространства: Блокчейн-приложения

Протокол блокчейна будет мутировать и заполонять все, что мы делаем в Интернете. Во второй части статьи (часть 1) про будущее интернет-пространства мы обсудим приложения.

Так что же можно делать с помощью блокчейна Накамото? Самые простые приложения, которые мы, скорее всего, увидим уже в ближайшем будущем, будут использовать блокчейн как простые системы хранения, наделенные всеми уникальными свойствами такого вида сети.

Люди, заинтересованные в прозрачности и доступности, рассматривают блокчейн как возможность размещения государственных записей. Это позволит общественности принять участие в законодательном процессе, предоставив людям площадку для публикаций, дискуссий и голосований касательно новых предложений.

Из-за того, что блокчейн ставит на каждую запись временную печать, он также может служить в качестве децентрализованного нотариуса. Представьте, к примеру, что вы фотографируете вмятину на машине, которую собираетесь взять напрокат, и загружаете ее в биткойн-транзакцию. Предоставляя номер блока, в который вошла эта транзакция, вы сможете позднее доказать, что эта вмятина уже была на машине до того, как вы взяли ее в аренду.

Из-за того, что транзакции биткойна защищены криптографией высокого уровня, блокчейн может также заменить стандартную связку “пароль+имя пользователя” для подтверждения личности. В такой системе биткойн-адрес мог бы быть связан с именем пользователя, а личный ключ выступал бы в качестве пароля. В такой ситуации на запрос любой стороны о подтверждении вашей идентичности вы можете просто использовать ваш личный ключ и решать один и тот же криптографический “пазл”. Тот же, который вы обычно используете при биткойн-транзакции.

Скажи нет цензуре
Блокчейн Накамото также решает проблему цензуры. С того момента, как метаданные были присоединены к цепи, они уже не могут быть удалены. Разработчики использовали это потрясающее свойство для разработки версии Твиттера, устойчивой к цензуре (носит название Twister), и децентрализованного реестра доменных имен (Namecoin).

Все, что мы имеем, и все, что мы делаем, управляется этими огромными списками записей,” – говорит Кирби из Factom. “Банк – это просто огромная пачка записей. Страховая компания – огромная пачка записей. Вся экономика, по сути, представляет собой всего лишь огромную базу записей. И когда вы берете концепт гигантской глобальной учетной книги и говорите: “Теперь мы можем организовать записи во всем мире таким образом,” – что ж, это звучит захватывающе.

Пока что все эти примеры касались того, как блокчейн Накамото может быть использован для изменения того, как мы храним данные в Интернете. Но хранение – это лишь верхушка айсберга. В конце концов, биткойн – это не просто учетная книга транзакций. Биткойн также объединяет глобальную армию добытчиков в одну децентрализованную виртуальную машину.

На сегодняшний день их роль в сети определена весьма прямолинейно. После того, как добытчик собрал набор транзакционных запросов, он пропускает их через алгоритм ратификации. Операция проста настолько, насколько это можно себе представить. Она подтверждает, что вы тот, кто вы есть, и что у вас достаточно биткойнов для совершения вашей транзакции. После этого ваша транзакция принимается либо отклоняется.

Биткойн обучается новым трюкам
А что, если бы по вашему запросу добытчики могли сделать больше этого? Скажем, к примеру, “не проводите транзакцию, пока я не умру”, или же “когда вы подтвердите транзакцию, скорректируйте количество, которое я шлю, исходя из текущей цены на акции Tesla Motors.”

В первом случае, мы видим базу для автоматического завещания, которое само передает деньги вашим наследникам, без участия юриста. Во втором примере – основу для децентрализованной фондовой биржи.

Конечно, ба эти примера очень грубо упрощены и создают огромное количество проблем, которые предстоит решить. Но они служат для демонстрации того, как вычисления добытчиков могут эволюционировать, и насколько сильно они могут отличаться от того, чем они являются сегодня. Это фундаментальная идея, которая стоит за “умными контрактами,” в которых добытчики берут на себя функцию обеспечения выполнения условий финансового договора. Представьте, насколько эта идея может развиться – полностью автономные корпорации, которые шлют финансовые транзакции на умные устройства, согласно с контрактами, заключенными на блокчейне.

На данный момент биткойн ограничивает то, насколько сложными эти контракты могут быть. Он использует минималистический язык программирования, ограничивающий виды операций, которые могут запускать добытчики. Но разработчики постоянно дискутируют на тему добавления новой функциональности в протокол.

Некоторое усложнение будет необходимо, если биткойн собирается эволюционировать дальше статической учетной книги. Понимая это, разработчики в 2012 добавили новую функцию, которая называется “мультиподписная транзакция”. Она позволяет пользователям делить собственность биткойн-адреса среди многих людей, присваивая ему множество личных ключей. С того момента появилось много компаний, которые специализируются на на предложении эскроу-услуг, основанных на мультиподписных транзакциях.

Тем не менее, изменения биткойн-протокола с открытым исходным кодом очевидно требуют времени. Чтобы убедиться в том, что все в сети биткойна играют по одинаковыми правилам, необходимо создать обновления, которые будут удовлетворять все стороны. А этот процесс может быть, мягко говоря, мучительным. Некоторые говорят о том, что это накладывает ограничения на способность биткойна к развитию. “Существует 5 основных сторон, участвующих в механизме достижения консенсуса: разработчики, добытчики, торговцы, пользователи и предоставители сервисов (веб-кошельки). Консенсус требует согласия всех пяти сторон для внесения существенных изменений в протокол,” – говорит Андрес Антонопулос, автор книги Mastering Bitcoin. “Мы можем находится в завершении эры, когда были возможны радикальные изменения. Окно для существенных изменений сужается”.

Недавно программисты в верхушке команды биткойна изобрели возможное решение. Адам Бек (шифровальщик, который изобрел функцию доказательства работы основанную на хеше, являющуюся центральной в обеспечении безопасности биткойна) уже длительное время поддерживает принятие параллельных блокчейнов, названных “сайдчейнами”(англ. side – сторона, chain – цепь). Они будут работать как маленькие ячейки для инноваций в экосистеме биткойна. Смысл в том, что вы замораживаете ваши монеты на основном блокчейне биткойна, не позволяя им тратиться, и передаете их стоимость в другой, параллельный блокчейн, который связан с основным и распознает обмен, но в котором операции проходят по его собственным правилам. Этот процесс будет обратим. С помощью сайдчейнов, разработчики смогут создавать экзотические транзакционные платформы. Все владельцы биткойнов смогут свободно играть в этих новых, экспериментальных пространствах, при этом не покидая полностью экосистему биткойна.

В этом месяце Blockstream, компания, поддержанная Беком и еще 10 тяжеловесами биткойна, выпустила реализацию концепта сайдчейна с открытым исходным кодом, который носит название Sidechain Elements.

Расширить границы возможного
Но вот Ethereum не ждет, пока блокчейн биткойна разовьется, чтобы соответствовать его амбициям. Это проект, построенный на абсолютно новом блокчейне, который стремится превратить сеть добытчиков в полноценный децентрализованный компьютер. Вместо того, чтобы дать добытчикам несколько новых возможных для выполнения во время ратификации транзакций, Ethereum позволяет запускать добытчикам любое программное обеспечение, которое они хотят.

Предела попросту нет. Это означает, что добытчики смогут запускать программное обеспечение, которое вообще не имеет никакого отношения к самой ратификации транзакций. Сейчас, когда первый релиз Ethereum запущен и начал работать, в вашем распоряжении появилась глобальная платформа для создания и взаимодействия с любым приложением. В долгосрочной перспективе, это может заменить мешанину Интернет-серверов одной общей распределенной виртуальной машиной. Масштабность конечного видения проекта звучит почти что бредово: “Мы создаем новый вид Интернета,” – говорит Любин.

Из-за того, что в Ethereum каждый узел сети является полноценной вычислительной виртуальной машиной, “разработчик может просто в транзакцию загрузить компьютерный код и отослать транзакцию в сеть,” – говорит он. “После этого система распознает и устанавливает этот код… на каждом узле сети. Через одну или несколько секунд, ваше приложение развернуто мгновенно по всему миру.”

Взаимодействие с приложениями в такой системе станет лишь вопросом отправки “эфиров” (эквивалент биткойнов в Ethereum) в сеть и запросов доступа к программному обеспечению на блокчейне.

Финансирование проекта Ethereum прошло с фантастическим успехом. Ethereum Foundation, зарегистрированная в Швейцарии как неприбыльная организация, приняла решение привлечь средства с помощью открытой продажи эфиров. В отличии от биткойна, сеть Ethereum была разработана таким образом, чтобы создать некоторое количество монет-эфиров перед публичным открытием сети. Этот процесс называется “премайнинг”. На протяжении 42 дней этого лета организация продала часть своих резервов исключительно в обмен на биткойны. Продажа привлекла 31,529 биткойнов (что на тот момент стоило 18 миллионов долларов США, но в данный момент стоит менее половины от этой суммы). Этот квази-краудфандинговый эксперимент был успешен не только в плане привлечения денег, но он также снабдил необходимым количеством эфиров программистов вне основной команды Ethereum для разработки приложений на блокчейне.

На протяжении последних нескольких месяцев, разработчики показывали свои ранние версии проектов на встречах Ethereum по всему миру. На такой встречи в этом марте в Нью-Йорке, один разработчик по имени Конор Кинен продемонстрировал приложение, которое выполняет все базовые функции интернет-форума, вроде Reddit. Код этой программы сейчас написан в виде единицы программного обеспечения, именуемой контрактом на тестовой версии блокчейна Ethereum. Для того, чтобы использовать эту программу, вам будет необходимо создать и передать новую транзакцию в сеть (потратив незначительное количество эфира на эфирный адрес контракта). После этого добытчики Ethereum запустят локальные копии программы на своих “добывающих” компьютерах, позволяя вам добавлять записи и комментарии, и так далее. Другой презентующий показал примитивную видео-игру.

Подобным образом можно представить себе программы, которые принимают транзакции для потоковой трансляции фильмов, заключения сложных финансовых соглашений, создания одного из видов децентрализованной корпорации.

Возьмем, к примеру, агентство по прокату автомобилей. Вместо того, чтобы идти в киоск и говорить с человеком, который проводит по терминалу вашу кредитку и дает вам ключи, вы отправляете транзакцию через Ethereum, который заключает контракт между вами и прокатным агентством. Этот платеж также будет кодом, который активирует умную карту (или iPhone приложение или что-угодно, что будет в будущем использоваться как ключ) для завода вашей машины. Другое приложение на блокчейне будет отслеживать количество миль, которых вы проехали, и вычислять ваш счет. Эта сумма будет автоматически отправляться собственникам компании.

Нужно ли заново изобретать велосипед?
Некоторые люди, находящиеся в лагере Биткойна, говорят, что это ненужное усложнение. Более того, они считают, что это может привести к катастрофе.

“Я довольно пессимистично отношусь к более сложным идеям, вроде децентрализованных корпораций, которые работают автономно и каким-то волшебным образом сами себя защищают,” – говорит Гэвин Андерсен, один из разработчиков, работающих над главным протоколом биткойна. “Возможно в ситуации, когда у нас будут машины, которые ездят сами, и роботы-патрульные, тогда мы подумаем: “Ну ладно, может пусть у нас будет абсолютно автономная компания, которая управляется кодом, и в которой не задействованы люди.” Может тогда нам потребуются супер-сложные контракты на блокчейне. Но я думаю, до этого пройдет еще очень много времени.”

Если мы вообще придем к этому, говорит Любин, то скорее всего не с помощью биткойна.

“Это ограниченный протокол. Он делает одну вещь, и делает ее очень хорошо,” – говорит он. “Возможно, вы смогли бы разработать на биткойне то, что вы можете разработать на Ethereum. Но и скорее всего эта разработка заняла бы от 10 до 100 раз больше времени. В Ethereum все это происходит на уровне приложения. Он переносит все на уровень приложения, на программное обеспечение, на котором миллионы людей знают, как писать код, в противовес мукам с базовыми криптографическими единицами Биткойна.”

Это просто невероятно: всего через 6 лет после создания биткойна, в сообществе уже есть те, кто готов называть Биткойн устаревшим и ограниченным. Разработчики могут спорить о том, как будет выглядеть будущее, на чем будет основано следующее поколение блокчейн-приложений, но насчет одного согласны все: будущее не будет централизовано. Хотя бы в этом приверженцы криптовалют достигли счастливого согласия.

Источник: spectrum.ieee.org Автор: Морген Е. Пек


Будущее интернет-пространства: Блокчейн-приложения

0 commentaires:

Enregistrer un commentaire

 

Lorem

Ipsum

Dolor